Креативные индустрии (конспект)
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается конспект на тему "Креативные индустрии".
Справочно
Творческие (креативные) индустрии – сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества.
Утверждённая Правительством Концепция развития творческих индустрий до 2030 года призвана реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учётом их особенностей и специфики. В рамках этой работы будут проанализированы действующие меры поддержки, определены и масштабированы наиболее эффективные из них.
Предлагается, к примеру, проведение следующих мероприятий:
- Проведение ежегодного исследования наиболее востребованных профессий в сфере креативных индустрий и креативного предпринимательства, создание и актуализация "Банка будущих профессий".
- Создание школ креативных индустрий в субъектах Российской Федерации.
- Разработка и реализация креативных проектов (пространств) в городских и сельских поселениях и т.д.
Креативная экономика может быть двигателем экономической диверсификации, экономического роста и инноваций, а также дает возможность сделать наши экономики более устойчивыми. Но это также и многое другое. Он обладает характеристиками, которые делают его мощным инструментом построения устойчивых, инклюзивных и справедливых экономик и обществ.
Творчество, культурные и социальные ценности, наряду со специальными знаниями, стимулируют инновации (например, повышение производительности, безопасности, устойчивости, увеличения срока службы), повышают ценность продукции за счет использования новых нематериальных функций (креативного дизайна, художественного оформления), экспрессии, трансляции тренда.
К примеру, чтобы обеспечить промышленную значимость и влияние исследовательских усилий, в конкурсных заявках Евросоюза рекомендуется оценить улучшение ключевых свойств и коммерческий потенциал инновационных технологий по сравнению с современными решениями, доступными в настоящее время на рынке. Следует принимать во внимание аспекты устойчивости на протяжении всего жизненного цикла конечной продукции. Активное участие в подобных проектах дизайнеров, художников, общественных деятелей, материаловедов, поставщиков материалов, исследователей, производителей и конечных пользователей конечных продуктов представляет собой добавленную стоимость, и это будет отражаться на этапе оценки заявок.
К примеру, предложения должны касаться разработки передовых инновационных материалов (например, супергидрофобные / суперолеофобные наноматериалы и наноразмерные системы, самоочищающиеся и самовосстанавливающиеся системы, интеллектуальные текстильные ткани и бумага, биомиметики, материалы с изменением формы / памяти, самосборные системы, сборщики энергии ) для использования в определенных выше секторах творческой индустрии, чтобы сделать жизнь в городах значительно проще, экологичнее, удобнее, безопаснее и функциональнее.
Сегодня дизайн-мышление стало решающим для разработки продуктов с высокой добавленной стоимостью, особенно в области творческих индустрий (автомобилестроение, искусство, мода, роскошь, спорт). В частности, в контексте глобализации потребители требуют большего разнообразия и индивидуализации в предложении продуктов, таких как более высокая эстетика, функциональность, интегрируемость, реконфигурируемость или устойчивость. Современные материалы и производственные процессы являются ключевыми технологиями, позволяющими удовлетворить эти требования.
Важную роль в поддержке процветающей творческой экономики играют права на интеллектуальную собственность, поскольку они защищают творчество и контролируют коммерческое использование продуктов научного, технического и культурного творчества. Способность разрабатывать и использовать такие продукты действительно является ключевым фактором экономического роста и международной конкуренции, особенно в сфере производства и торговли наукоемкими товарами и услугами. Таким образом, странам необходимо наращивать потенциал для развития и полного использования системы ИС для продвижения своих творческих отраслей. Однако пиратство и отсутствие эффективных механизмов сбора роялти приводят к тому, что страны теряют не только от индивидуальных платежей и прибылей, налогооблагаемого дохода и получаемых в результате государственных средств, но и теряют внутренние и иностранные инвестиции.
Креативная экономика все больше полагается на цифровые технологии. Электронные платформы, совместное использование файлов и потоковая передача музыки, среди прочего, привели к появлению новых бизнес-моделей. Большая проблема заключается в том, как применить систему ИС к цифровому контексту.
Режимы IP изначально были разработаны для аналоговой эпохи. Их основная цель заключается в установлении надлежащего баланса между интересами создателей и изобретателей, с одной стороны, и пользователей и потребителей, с другой. В цифровой среде это стало намного сложнее. Например, электронные копии оригинальных произведений могут воспроизводиться в неограниченном количестве, что потенциально угрожает традиционному бизнесу в области издательского дела, полиграфии и книготорговли. Кроме того, цифровыми копиями можно легко обмениваться через национальные границы, в то время как права ИС ограничены национальными юрисдикциями.
Это также породило множество вопросов, таких как:
- Как обеспечить соблюдение прав ИС в цифровой среде, чтобы избежать нарушений прав ИС, не ограничивая законное использование ограничений и исключений авторского права или не перегружая инновационные платформы для размещения небольшого контента?
- Как можно перенести права потребителей и конкурентов из аналогового контекста в цифровой? Например, тот, кто покупает запатентованный или защищенный авторским правом физический продукт, может свободно перепродавать его третьим лицам. Также возможно, что кто-то, кто законно приобретает цифровую копию песни или фильма, может также незаконно «продать» их другим, учитывая возможность неограниченного электронного копирования и публичного распространения.
- Нужны ли нам новые категории прав ИС, чтобы позволить небольшим создателям из развивающихся стран получать больше выгод от бизнес-моделей, таких как потоковая передача контента, где в настоящее время экономическая выгода минимальна?
Многосторонняя структура ИС предоставляет странам значительную гибкость в том, как разрабатывать свои законы в области ИС в цифровом контексте, но предоставляет лишь очень ограниченные рекомендации по вышеуказанным вопросам. Поэтому необходимо техническое сотрудничество в области ИС и развития в формировании цифрового будущего их творческих отраслей.
В цифровом мире тоже есть свои проблемы. Цифровые предприниматели во многих странах сталкиваются с различными препятствиями на пути расширения своей деятельности, начиная от ненадежного доступа к электричеству и подключению к Интернету и заканчивая доминированием глобальных цифровых платформ в большинстве категорий продуктов. Для поиска решений необходимы более широкие национальные стратегии электронной торговли. Наконец, необходимо улучшить сбор и анализ данных для этой отрасли, особенно для творческих услуг.
Признание и понимание важности креативной экономики набирает обороты. В своем признании ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. Cпособность креативной индустрии создавать рабочие места, внедрять инновации, способствовать социальной интеграции и культурному разнообразию сегодня, безусловно, понимается лучше, чем когда-либо прежде, в том числе из-за разрушительного воздействия кризиса Covid-19.